Назад

Конференция «Управление образованием в период изменений»

 

Творческий проект «Создание интерактивного музея „Чудо-пуговка“»

Безлепкина Ольга Николаевна
учитель-логопед МОУ «СОШ № 3», г. Переславль-Залесский, Ярославская область

Глухова Наталья Сергеевна
воспитатель дошкольной группы МОУ «Основная школа № 3», г. Переславль-Залесский, Ярославская область

Рюмина Жанна Юрьевна
руководитель МОУ «СОШ № 3», г. Переславль-Залесский, Ярославская область

Соловьева Нина Константиновна
воспитатель дошкольной группы МОУ «Основная школа № 3», г. Переславль-Залесский, Ярославская область



11.04.2018

«Музейная педагогика»… Сегодня это словосочетание знакомо всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения. Термин «музейная педагогика» пришел к нам из Германии, где он появился на рубеже 19−20 вв. С этого времени музей начал осознаваться как учреждение, одной из главных функций которого стала образовательно-воспитательная. Важно отметить, что центральное место в музейно-образовательной деятельности отводилось педагогу, педагогу как участнику и организатору музейно-педагогического процесса.

Школьный музей представляет из себя несколько зон, которые располагаются в разных частях школьного здания. В кабинете истории на 3 этаже расположилась экспозиция «История школы», где хранятся материалы школы № 3 г. Переславля-Залесского: старые журналы, фотоальбомы выпускников, вывески-таблички и много других экспонатов, связанных со школьной жизнью. В холле третьего этажа располагается экспозиция «Великая Отечественная война», «Переславль в годы войны», «Герои- земляки», «Дети войны» «Женщины на войне» и другие.

Дошкольная группа «Особый ребенок» занимает особую нишу в нашем дошкольном отделении. Эту группу посещают 9 человек с различными сложными (два и более) диагнозами: ребенок с синдромом Дауна, «Дети солнца» (ребенок-аутист), ребенок-инвалид и ребенок с умственной отсталостью, ребенок с ЗПР и др. Неслучайно в этой группе появилась интерактивная экспозиция «Чудо-пуговка». К созданию музея также подключились все: взрослые, дети, школьники и даже швейная фабрика города, которая подарила музею целое ведро пуговиц. А так как у контингента детей данной группы всегда имеется проблема с мелкой моторикой, то работа с экспонатами музея была для нас просто находкой. Ведь учёные давно доказали, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка, что для детей этой группы особо актуально.

В ходе работы с пуговицами, дети не только работают руками, но также знакомятся с историей пуговицы, какие пуговицы были у представителей тех или иных профессий, используют пуговицы для математических занятий: сравнивают по форме, размеру цвету, пересчитывают и ищут пару. Совместно с родителями придумывают новые дидактические игры. Многие родители сделали дубликаты наших «находок» и у себя дома. Обязательно стоит отметить, что вся работа с пуговицами ведется под присмотром воспитателя.

Продолжительность проекта: 1 год (при желании можно продолжить)

Тип проекта: межпредметный, творческий, ознакомительный,

Участники проекта: дети, воспитатели, родители группы «Непоседы»

Возраст детей: 3−7 лет, группа «Особый ребенок»


Дополнительные материалы

Приложение 1. Дидактическая игра «Цветик-семицветик»


Приложение 10. Дидактическая игра «Застегни пуговицу», «Собери гирлянду»


Приложение 11. Дидактическая игра «Веселые картинки»


Приложение 12. Рассказ для чтения «Сто пуговиц». Людмила Улицкая


Приложение 13. Памятники пуговице


Приложение 2. Дидактическая игра: «Пришить пуговицу»


Приложение 3. Дидактическая игра: «Найди лишнюю»


Приложение 4. Дидактическая игра «Выложи узор»


Приложение 5. Дидактическая игра «Подбери колеса»


Приложение 6. Дидактическая игра «Укрась одежду»


Приложение 7. Дидактическая игра «Сосчитай-ка»


Приложение 8. Дидактическая игра «Найди пару»


Приложение 9. Дидактическая игра «Наряди и покорми поросенка

В начале учебного года на родительском собрании в ходе коллективного обсуждения с родителями было принято решение создать в группе мини — музея и посвятить его обычной пуговице. Такой выбор был обусловлен возрастными возможностями и интересами детей.

Пуговица — это уже готовый материал, удобный в использовании для поделок с детьми. Можно сказать, «декоративный» бросовый материал. Но никто никогда не подумал, что именно этот «бросовый» материал может стать источником вдохновенья и кропотливой работы педагогического коллектива одной из дошкольных групп. На фоне детских работ, данная вещь приобрела особую значимость, являясь источником знаний, умений и навыков, ведь основная функция музея является воспитательно-образовательная. Воспитание навыков коллекционирования, интерес к исследовательской деятельности, развитие мелкой моторики — это те задачи, которые идут параллельно с задачей воспитателя на каждом занятии — показать детям, что можно сделать из обыкновенной пуговицы, как ее можно использовать.

Пространство такого интерактивного музея предназначено для активной творческой жизни детей здесь и сейчас. Именно такое изменение в роли музея и повлекли за собой создание данного проекта.

Ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности — мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребенка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно — надо обратить их в интересные и полезные игры. В нашем случае в игры с использованием пуговиц, создание поделок из пуговиц. Очень важны и совместные работы родителей и детей, создание единого пространство развития ребенка в семье и дошкольном учреждении, ведь иногда сделать родителей участниками воспитательного процесса бывает очень сложно.

Цель проекта

формирование у детей представлений о предметах окружающего мира; расширение кругозора посредством познавательно — исследовательской деятельности; развитие мелкой моторики, связной речи, мышления и творческих способностей детей.

Задачи проекта

для детей:

  • формирование представлений о музее у детей дошкольного возраста;
  • развитие стремление к поисково-познавательной деятельности;
  • стимулирование интереса к сравнению предметов, познанию их особенностей и назначения.
  • стимулирование мыслительной активности, творческих способностей и воображения;
  • развитие умений сотрудничать и договариваться;
  • формирование представления о многообразии видов пуговиц;

для педагогов:

  • обеспечение реализации воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей;
  • создание условий для самостоятельной и совместной с взрослыми деятельности детей в рамках реализации проекта;
  • обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами;
  • развитие речи дошкольников;
  • способствовать установлению доброжелательных взаимоотношений педагогов, специалистов и родителей в процессе реализации проекта.

для родителей:

  • включение в совместную деятельность с детьми при создании продуктов проектной деятельности;
  • привлечение к проблеме развития познавательной сферы ребенка;
  • способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания детей;
  • способствовать укреплению внутрисемейных связей.

Итоговое мероприятие:  «Открытие музея пуговиц»

Проблемы и задачи детей, на решение которых направлен проект:

  • как создать музей?
  • научиться застегивать пуговицы.
  • узнать о разнообразии размера, цвета, форм пуговиц и материалов их изготовления.

Продукты проекта: для детей

  • участие в сборе экспонатов музея;
  • подготовка и проведение экскурсий;
  • составление рассказов о пуговицах;
  • произведения детского творчества (рисунки, аппликации, поделки из пуговиц);
  • участие в открытии музея пуговиц. для педагогов:
  • разработка тематического проекта по теме «Создание интерактивного мини-музея «Чудо — пуговка»;
  • организация выставки пуговиц. для родителей:
  • участие в открытии музея пуговиц;
  • участие в оформлении выставки;
  • изготовление поделок совместно с детьми.

Ожидаемые результаты по проекту

для детей

  • формирование у детей представлений о разнообразии пуговиц;
  • овладение детьми коммуникативными умениями и навыками взаимодействия с взрослыми и детьми;
  • повышение познавательной активности. для педагогов
  • повышение уровня компетентности в освоении современных образовательных технологий;
  • распространение педагогического опыта;
  • систематизирование и повышение качества работы с детьми по развитию речи дошкольников.

для родителей:

  • установление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы;
  • поиск оптимальных форм организации деятельности детей и взрослых;
  • приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком;
  • появление интереса к новому сотрудничеству с дошкольными группами.

Этапы проекта

Подготовительный этап — определение темы и названия музея, разработка его модели, места размещения.

Практический этап — сбор и создание экспонатов музея, их оформление. Нахождение информации, разработка содержаний занятий, экскурсий.

Экскурсионная работа решает следующие задачи:

  • выявление творческих способностей детей;
  • расширение представлений о содержании музейной культуры;
  • развитие начальных навыков музейного языка;
  • создание условий для творческого общения и сотрудничества.

Реализация проекта

Различные виды непосредственно образовательной деятельности направленные:

  • на формирование элементарных представлений о пуговицах, их использовании, цвете, форме, размере, материале изготовления;
  • на формирование умения застегивать пуговицы;
  • на развитие сенсорных умений (всматриваться, вслушиваться) сравнивать предметы, выделять характерные детали, красивые сочетания;
  • на развитие познавательно-исследовательской деятельности;
  • на развитие речи, памяти, внимания, мышления, мелкой моторики рук.

Заключительный этап — открытие музея пуговиц, выставка детских работ и совместное творчество детей и родителей

Коммуникация — использование иллюстраций, наглядного материала для самостоятельного рассматривания, для общения детей друг с другом и воспитателем. Рассматривание одежды с пуговицами (активизация словаря): Беседа: «Какие бывают пуговицы?» (круглая, овальная, квадратная, треугольная, металлическая, пластмассовая, деревянная, название цветов- форма-величина) Составление рассказов о пуговицах для проведения экскурсии. Развитие умения по словесному указанию педагога находить пуговицы по цвету, размеру и форме.

Познание — формирование умения обследовать предмет, на примере пуговиц, выделяя их цвет, величину, форму. Упражнения в установлении сходства и различия между пуговицами. Формирование умения называть свойства предметов, на примере пуговиц: большая, маленькая, круглая, цветная, прозрачная… Занятие: «Как мы используем пуговицы?»

Демонстрационный материал: «Пуговицы-украшения», подборка из пуговиц в рамках по форме, величине, цвету, материалу. Наблюдение: «Где пришиты пуговицы у детей нашей группы?»

 

Интерактивная экспозиция школьного музея «Чудо-пуговка»

История пуговицы. Материал для беседы

Собираясь каждый день на работу, учебу или прогулку, мы не придаем особого значения пуговкам на одежде. Они стали настолько привычным и обыденным аксессуаром, что порой их просто не замечаешь и застегиваешься по инерции. А ведь у пуговицы история очень интересна и богата. Познакомимся поближе с этим видом застежки. пуговицы история.

История пуговицы насчитывает примерно 5 тысяч лет, но утилитарное значение они приобрели только в XYвеке. Довольно странно, но факт: сначала пуговицы стали популярны у мужчин, а женщины еще долгое время продолжали пользоваться булавками и заколками.

В русском языке это слово соотносится с «пугалом», «пугачом», «пугать». Связано это с тем, что пуговице славяне приписывали охранительную и устрашающую функцию. Также, согласно словарю Даля, в русских

диалектах долго сохранялось название «пугалка». Так называли специальный аксессуар-колокольчик, который прикрепляли к воротничку или вешали на цепочку. С древнего санскритского «пуга» — это «кнут», а «вица» — «розга», «прут», «хлыст». И получалось, что пуговицу называли пугохлыстом, кнутовицей или пугопрутом. То есть также имелась отпугивающая функция. С английского языка «пуговица» (button) обозначает «бутон» — нераскрывшийся цветок. Это наводит на мысли, что в Западной Европе маленькие детали одежды выполняли не скрепляющую, а эстетическую, декоративную функцию. Согласно романской интерпретации, существовали созвучные слова с ударением на первый слог: «батон», «ботон» и «ботао». Они означали «пронзать», «прокалывать», «протискивать». «Пуговица» на арабском языке является омонимом розы и звучит как «зарра». А вот с древнеперсидского перевода это слово означает «золото».

Можно предположить, что в давние времена пуговицы в тех местах символизировали солнце, и потому отливали их исключительно из драгоценных металлов.

Благодаря тому, что у пуговицы история очень богатая, этот элемент одежды сегодня представлен во всевозможных цветах и формах. Самыми распространенными являются плоские круглые варианты. Но также можно встретить выпуклые, шарообразные, овальные, цилиндрические, треугольные, квадратные, в виде животных и другие пуговицы

Каждая форма придает своеобразный стиль, поэтому модельеры и рукодельницы тщательно выбирают пуговицы, чтобы они сочетались с тканью и фасоном одежды. пуговицы из ракушек Большим спросом пользуются элементы с двумя или четырьмя сквозными отверстиями, реже — с тремя. Например, такие перламутровые пуговицы стали отличием мужских рубашек марки «Ван Лаак». Застежки с одним отверстием сквозные (похожи на плоские бусинки) либо имеют ушко, за которое и крепят нитками. Разновидность для джинсов не пришивают, а устанавливают на одежду. Такая пуговица имеет твердую ножку-гвоздик и плавающую шляпку. Также существует канадка. Она имеет отверстия и две продолговатые щели, через которые и крепится с помощью ленты

Кроме туго, пуговицы различаются по размеру. Большие и толстые застежки пришивают на плотные ткани и верхнюю одежду. А тонкие и маленькие перламутровые пуговицы идеальны для легких материалов.

Этот элемент одежды видоизменялся на протяжении всей истории. И в результате сложилось так, что пуговки различаются по назначению. Какие же функции они могут выполнять?

  • утилитарную. То есть это первоначальная роль застежки, скрепление деталей одежды;
  • информационную. По пуговице можно определить должность или статус;
  • магическую. Из пуговок делали всевозможные талисманы и обереги;
  • декоративную.

Иногда застежки пришивают в качестве украшения. Рассмотрим подробнее, какова история возникновения пуговицы и какие видоизменения она претерпевала со временем.

Изначально первобытные люди не использовали пуговицы, а завязывали узлом кончики одежды или продевали один кусочек в отверстие другого. Позднее они уже догадались использовать пояса, шнуровку и булавки из косточек, палочек, камушков, шипов растений и других подручных материалов.

В Древнем Египте уже был популярен способ скрепления с помощью пряжек. Самые старинные находки датируются 2800 годом до нашей эрыПозднее (где-то в 2000 году до нашей эры) люди стали изготавливать металлические и глиняные бесформенные шарики с отверстиями. Но некоторые экземпляры были настолько аккуратными и точными, что их можно было прикрепить при помощи нити. Также находили пуговицы из ракушек, которые, скорее, использовались в качестве украшений. Что примечательно, застежки, изготовленные из панциря моллюсков, популярны и по сей день.

Как отмечают археологи, находки из камня, которые датируются 1500 годом до нашей эры, можно причислить к функциональным. То есть люди их использовали для застегивания, а не в качестве украшений как ракушки. Еще один доступный материал — это дерево. Но элементы одежды из него не находили. Можно только предположить, что деревянные пуговицы также были распространены. Но ввиду своих свойств попросту сгнивали и не сохранились до нашего времени.

Сегодня мало кто помнит, что элементы одежды были важными магическими оберегами, которые отпугивали враждебные силы. Среди них выделяют камушки, бусы, вышивки, колокольчики и псевдозастежки, которые крепились на цепочку или воротничок.

Например, в Новгороде была найдена рубашка с крупной красной пуговицей. Она ничего не застегивала и точно не служила украшением. Красный цвет у славян отпугивал нечистую силу и был популярен. Потому можно утверждать, что пуговица в данном случае была оберегом. У китайцев к магическим мотивам относятся всевозможные узлы-застежки, из которых самый известный — «кулак обезьяны».

Также в полые металлические или деревянные пуговицы помещали дробинку, круглый камешек или кусочек олова, которые при движении издавали приглушенный звук, как у бубенца. Их как обереги помещали на цепочку или пришивали к одежде. Еще в качестве талисманов использовали плоские кругляши с четырьмя отверстиями. Здесь большое значение имел способ пришивания такой пуговки. Например, для привлечения богатства стежки нужно сделать в виде буквы Z, для сохранения богатырского здоровья и красоты — в виде крестика.

В XVI веке венецианские мастера начали изготавливать пуговицы по новейшей технологии. Смысл заключался в том, что раскаленную стеклянную форму быстро опускали в ледяную воду и вынимали. Из-за перепада температур на изделии образовывались многочисленные трещинки. Их снова заполняли стеклом, и в результате преломления света пуговка переливалась яркими красками, словно драгоценный камень. Это была настоящая революция!

Спустя век флорентийские умельцы придумали мозаичное оформление для пуговицы. История до этого еще не видела такого прорыва в дизайне застежек. Мастера на серебряном или золотом каркасе выкладывали крошечные кусочки стекла или камня в хаотичном порядке, но получалось очень красиво. Позже под стеклянный верх застежки стали подкладывать разноцветную фольгу.

А уже в XVIII веке в моду вошли эмалевые пуговицы с миниатюрами, скопированными с работ художников Ватто и Буше. Именно с этого времени искусство оформления маленькой детали одежды достигло своего расцвета. перламутровые пуговицы

В допетровской России по застежкам можно было многое узнать о человеке. Количество пуговиц, их форма, изображенные на них узоры или знаки говорили о положении, статусе, близости к власти или заслугах. К каждому виду одежды число пуговиц было строго определенным. Например, на шубу пришивали 8, 11, 13−16 застежек, а на кафтан — 3, 8, 10−13, 19. Больше всего пуговок должно было быть на тегиляе, стеганом доспехе с коротким рукавом, в котором ходили ратники. Также имел значение материал изделия. Например, одеяниям Ивана Г розного полагалась золотая пуговица. Причем на одном кафтане она была представлена в количестве 48 штук, а на другом блистало 68 таких застежек. Воинские звания тоже можно было различить по пуговицам. У офицеров они были серебряными или золотыми, а у солдат — бронзовыми, медными, оловянными или латунными. У гвардии и генералитета на застежках были гербовые рисунки, то есть с орлом. А полки, которыми руководили представители императорской фамилии, носили пуговицы с изображением короны. В дальнейшем знаковая роль продолжала развиваться. Пуговица могла подсказать, к какой профессии относится человек: военнослужащего, государственного чиновника, ученого и так далее. Некоторые эмблемы используются и в наше время. Это золотая пуговица с якорем на морских мундирах и с дубовыми веточками у лесничих.

Примечательно, что пуговицы долгое время были привилегией мужчин. Причем на их одеяниях эта маленькая деталь встречалась только с лицевой стороны справа. Дело в том, что мужчины одевались сами и застегивать спереди было удобнее. Женщинам же помогали наряжаться служанки. Встречались платья, у которых были и корсет, и даже юбка на пуговицах. Чтобы служанки все это время не крутились перед глазами хозяйки, все застежки на платьях размещались сзади. Причем пришиты они были с левой стороны. Это объяснялось тем, что прислуге так было удобнее застегивать, а значит, хозяйку можно было одеть быстрее. Позже девушки стали одеваться сами, но, что удивительно, различия в расположении застежек сохранились и по сей день. Обратите внимание, что пуговицы на мужских рубашках находятся справа, а на женских — слева. Позже застежки в женском наряде стали выполнять не только утилитарную функцию, но и декоративную. Тогда-то и случился «пуговичный бум». Девушки старались украсить все свое платье маленькими кругляшами. А поскольку тогда вся фурнитура была металлической, то бедным модницам приходилось натирать ее до блеска целыми часами. Так появились застежки, обтянутые тканью. Тогда же были популярны пуговицы большие и дорогие.

Их изготавливали из серебра, золота, фарфора и украшали драгоценными камнями. Такое приданое передавалось по наследству и перешивалось с одного платья на другое. И неудивительно, ведь сама одежка могла стоить четыре тысячи, а пуговки — восемь.

В XIX столетии уже перестали вручную изготавливать фурнитуру, весь процесс механизировался. Поэтому пуговки подешевели и стали доступны уже простому народу. А в 20 веке по миру распространилась пластмасса. Из ее различных видов можно было изготовить все что угодно и создать любую фигурную форму. Также среди девушек стала популярна джинсовая юбка на пуговицах. С ней-то и пришли в моду специальные клепки-застежки. Сегодня пуговки часто встречаются как застежки и как декор на рубашках, пальто, шляпках, купальниках и другой одежде. Более того, их стали использовать в качестве материала для творчества. Ими украшают балетки, вазочки, пояса, всевозможные поделки, из них создают флористические композиции и даже картины.

Самый богатый пуговицами костюм был у французского короля Франциска I, он заказал ювелиру 13 600 крохотных золотых пуговичек для отделки своего бархатного костюма.

Обязательным атрибутом манжеты мужской рубашки стала маленькая пуговица. Ее пришивали, чтобы солдатам было неудобно вытираться рукавом.

Самыми ненадежными оказались пуговицы на мундирах наполеоновской армии. Они были из алюминия и просто рассыпались на сильном морозе.

Людовик XIV за всю свою жизнь потратил на застежки более шести миллионов долларов. Так сильно он их любил.

В Англии долго существовала традиция собирать на леску или нитку самые красивые пуговки. Когда их будет 999, девушка найдет свою вторую половину.

К сожалению, имя человека, придумавшего пуговицы, история не сохранила. Хотя он, как изобретатель колеса, однозначно заслуживает памятника. Времена меняются, и застежки как соединители одежды оказываются на втором плане. Их уже заменяют более удобными вариантами: молниями и липучками. Хотя в некоторых случаях это неоправданно. Ведь пуговки проще заменить, если они оторвались или просто хочется обновить одежку.

 

Экспонаты экспозиции интерактивного музея «Чудо-пуговка»

 

 

 

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в интерактивном музее  «История пуговицы»

Цель: познакомить детей с работниками государственного историко-архитектурного и художественного музея -заповедника города Переславля- Залесского. Заинтересовать и увлечь идеей коллекционирования.

Предварительная работа: беседы о том, что такое коллекция и музей, какими бывают музеи. Рекомендации родителям посетить вместе с детьми музеи-заповедник города.

Программное содержание

Образовательные задачи:

  • познакомить обучающихся с историей возникновения пуговицы, видами пуговиц;
  • учить определять и сортировать пуговицы;
  • закреплять умение различать и называть основные цвета: красный, синий, желтый, зеленый;
  • закрепить знания о времени года -осень.

Коррекционные задачи:

  • развивать мелкую моторику и тактильное восприятие;
  • развивать зрительно-моторную координацию;
  • развивать точность движений и внимание;
  • развивать речь обучающихся: учить отвечать на вопросы полным ответами.

Воспитательные задачи:

  • содействовать воспитанию эстетического вкуса;
  • воспитывать культуру общения в группе.

Материал: пуговицы разного цвета и размера по 15−20 штук на каждого ребенка.

 

Социализация

• Игра в паре.

Помоги другу: расстегни — застегни пуговицы соседу

 

• Чтение художественной литературы, развитие речи

  • Людмила Улицкая «Сто пуговиц»
  • Г. П. Шалаева «Потерянная пуговица»
  • Творческое рассказывание «Бабушкина пуговка»
  • Рассказ из личного опыта «Как я научился застегивать пуговицы»
  • Составление сказок о пуговицах

• Безопасность

Беседы об аккуратном обращении с пуговицами. Нельзя брать в рот и грызть. Чем это опасно.

• Труд

Используя шнуровки, дети учатся пришивать пуговицы.

• Музыка

• Физическое развитие

  • Хождение по коврику для профилактики плоскостопия «Здоровье»;
  • Беседа «Почему надо застегивать пуговицы на одежде»

 

Заказать и оплатить сертификат участника «Управленческой весны» можно здесь >>

!!! Если вы являетесь автором опубликованной публикации или спикером вебинара, то сертификат вы получите бесплатно. Оформлять заказ не нужно.

 

 

 

Ваша оценка публикации:         Общая оценка читателей:     3    0